четверг, 8 октября 2015 г.

Мой веселый звонкий мяч. Как мы играем.

Всем доброго времени суток!
Предлагаю Вашему вниманию подборку игр с мячом по мотивам известной игры "Съедобное-несъедобное"
Все игры представленные ниже направлены на развитие прежде всего быстроты мышления, умения быстро находить ответ на поставленный вопрос. Также они способствуют развитию внимания, памяти, воображения. Играть можно как с несколькими детьми, тогда можно использовать мяч, или вдвоем с ребенком. Но играя с ребенком вдвоем взрослый может предложить ему найти как можно больше ответов на предложенный вопрос
Если в игру участвуют несколько детей то они также способствуют развитию произвольности, умения сдерживать себя. Ребенок должен отвечать только тогда, когда в его руках будет мяч.

Серия игр «Подбери пару к слову»
Играя в эти игры первый раз взрослый должен объяснить правило, по какому признаку подбирается пара к слову. В последующие разы он дает просто дает образец вопроса-ответа.

1. Обобщающие понятия
Это самая первая игра с которою я стала использовать в работе. О ней я узнала из книги А.Л. Катаевой "Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе детского сада.
В этой игре закрепляются знания обобщающих понятий.
Инструкция: я тебе буду называть группу предметов, а ты должен будешь назвать один предмет из группы. Например: «Дерево – берёза»
Можно называть как и предметы материального мира окружающие ребенка, а можно использовать абстрактные понятия, такие обозначения временных отрезков разной продолжительности ( от времени года, до части суток), и качественные характеристики предметов (цвет и форма)

2. Части и целое
Инструкция: я тебе буду называть предмет, а ты должен будешь назвать какую-то его часть. Например: «Дерево – ствол»

3. Противоположности или скажи наоборот
Инструкция: я тебе буду называть слово, а ты в ответ противоположное ему. Например: «Горячий-холодный»

4. Что бывает?
Игра направлена на развитие быстроты мышления, образной памяти, а также воображения.
Правило простое, взрослый просто спрашивает «Что(кто) бывает… (называет какой-либо признак предмета).
Например – «Что бывает красным (высоким, горьким…)?» «Кто бывает сильным (веселым, сердитым…)?» В качестве усложнения можно назвать два признака: «Что бывает красным и зеленым?» (арбуз) Что бывает белым и черным? (шахматная доска, страница книги с текстом)

5. Какой мяч?
А с этой игрой я познакомилась на одной тренинге для педагогов.
Задача игроков найти как можно больше ответов  на вопрос "Какой мяч?" Я использую для игры мягкие мячи с погремушкой внутри. Они интересны детям, и слов-определений к ним можно подобрать много.
Какой мяч? Маленький, круглый, мягкий, звенящий, полосатый (или с цветочком), теплый пушистый, непослушный (когда его поймать не удается сразу), с погремушкой внутри, разноцветный...

Все эти игры я использую на развивающих занятиях в подготовительных группах. У детей они пользуются успехом.

Приму участие в Детской галерее)

15 комментариев :

  1. Здравствуйте, Наталья! Рада нашему знакомству, с удовольствием присоединяюсь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, добрый вечер! Я тоже рада видеть Вас у себя в гостях)

      Удалить
  2. Наталия, вот только сегодня вышла на прогулку со своими ребятами, а игрушку взяла только одну - мячик. Иду и думаю, прокручивая в голове варианты игр. А крутилось только одно - "Съедобное - несъедобное". :)) Спасибо большое за полезный обзор! Их польза в развитии речевом и когнитивной сферы неоспорима. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И ещё хочу отметить очень приятное преображение блога. :)

      Удалить
    2. Екатерина, рада что моя статья оказалась полезной для Вас)
      А на преображение блога меня подтолкнула Ваша статья про "Блоги-брошенки") Насмотрелась красоты, и захотелось у себя что-то подобное сотворить)

      Удалить
    3. Рада, что вдохновила - оно того стоило. :) Очень уютно получилось. :)

      Удалить
  3. Наталья, спасибо за игры! Я еще иногда усложняю - прежде чем поймать мяч ребенок должен успеть сказать слово и хлопнуть в ладоши. Сперва далеко стоим друг от друга, а потом расстояние все меньше и меньше....

    И еще про антонимы. Провожу диагностику и зада вопрос: скажи наоборот, например маленький...-...? В ответ тишина. Подсказываю: ты - маленький, а папа у тебя?
    -А папа меня бросил, - слышу в ответ....
    Вот и поговорили....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, пожалуйста)
      Нашим детям подобное изменение правил будет сложно, к тому же я говорю и одновременно бросаю мяч.
      Да, к сожалению с примерами из личной жизни надо быть осторожней... Я всегда использую для примера неодушевленные предметы.

      Удалить
  4. Наталья, спасибо огромное за подборку! Очень нужная для меня, а то я что-то совсем мяч забросила. Мячики у Вас на фото такие классные:)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, Вам спасибо, что прочитали) А маленький мячик я сама связала, может знаете мотив "Африканский цветок"? Так вот этот мячик состоит из 6 мотивов. Сначала хотела сшить кубик, но он неожиданно превратился в мячик...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Наталия! Познакомилась с Вашим блогом, предложенной подборкой игр. Подобные игры часто использую в работе, без них нельзя. А вот игру "Части и целое" подзабыла.Спасибо, что напомнили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, добрый вечер! Рада, что моя статья оказалась полезной)

      Удалить
  6. Наталия, спасибо Вам за участие в проекте! Вашей подборкой игр с мячом можно воспользоваться как на улице, так и дома ;) а сколько задач можно решить и целей достичь играя в эти игры! Спасибо :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, пожалуйста) Надеюсь это не последний мой вклад в Ваш проект.

      Удалить