вторник, 30 декабря 2014 г.

Как помочь ребенку быстро адаптироваться к школе?

Готовить ребенка к школе — это не значит проходить с ним программу первого класса. Для учите­лей одним из важнейших качеств явля­ется умение слушать и слышать — все остальное прилагается.
У детей, не готовых к систематичес­кому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, гораздо чаще проявляются различные пробле­мы при обучении. Среди них значи­тельно больше неуспевающих — не только в начальной школе, но и в стар­ших классах. И именно у них чаще все­го отмечаются неполадки со здоровь­ем. Готовить ребенка к школе — это не значит проходить с ним программу первого класса. Для учите­лей одним из важнейших качеств явля­ется умение слушать и слышать — все остальное прилагается.
Среди видов готовности различают следующие:
• Физическая (физиологическая, что подразумевает состояние соматического здоровья);
• Эмоционально-волевая.

Предполагает умение ребенка подчиняться правилам школьной жизни, умение длительно выполнять нудные и неинтересные задания, а также принимать учебное задание.
• Интеллектуальная;
Предполагает развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память).
 Личностная или мотивационная.
Предполагает развитие у ребенка достаточный учебной мотивации, т.е. ребенка должен привлекать в школьном обучении сам процесс получения знаний, сами знания, а не внешние атрибуты школьника (портфель или ранец, тетради ручки, пенал).

При достаточном развитии всех со­ставляющих можно говорить о том, что ребенок готов к началу школьно­го обучения, а значит, нет дополни­тельных факторов, мешающих адап­тации к школьному обучению.

РЕЖИМ ДНЯ
Очень важно подготовить ребенка к новому распорядку, особенно это ка­сается детей, которые не посещали детский сад и привыкли просыпать­ся ближе к обеду. Учитывая, что пер­вый урок начинается в 8:30, в школу необходимо приходить в 8:10. За 20 минут ребенок имеет возможность спокойно переобуться, снять верхнюю одежду и пройти в класс. Опоз­дание — большой стресс для перво­классника, ведь он оказывается на виду у всего класса в невыигрышной для себя ситуации. Если до начала обучения в школе в режим ребенка входил послеобеденный сон, сохра­няйтеего. Для шестилетки учеба становится серьезным испытанием как на физиологическом, так и на эмоциональном уровне,а сон или послеобеденный отдых очень хоро­шо восстанавливает силы.
Для того чтобы ребенок привык к новому для него режиму дня можно поиграть с ним в волшебни­ков, которым предстоит расколдо­вать несчастных гномиков, которых заколдовала злая колду­нья: все их дела перепутались и дела­ются не вовремя, и поэтому у гноми­ков много проблем. Для этой игры необходимо сделать карточки, на которых отмечены основные со­ставляющие режима дня ре­бенка: проснулся, умылся, почистил зубы и т.д. Рядом с карточкой указы­ваете время, когда это действие вы­полняется. Ребенок «расколдовывает» гно­миков. Итогом игры должен стать составленный ребенком удоб­ный и логичный с его точки зрения режим дня. Эти карточки желатель­но разместить в детской комнате. Обратите внимание, что, указывая время, вы ненавязчиво учите ребен­ка планировать свой день, а в буду­щем это очень пригодится.

НОВЫЙ КОЛЛЕКТИВ
Постарайтесь по­знакомиться с родителями одноклас­сников, тогда вы сможете узнавать задания, которые забыл за­писать ребенок, или планируемые в классе мероприятия. В целом выпол­нение этой рекомендации больше не­обходимо взрослым для собственного спокойствия, а спокойный взрослый — это радость для ребенка. Если есть возможность, дайте ребенку по­сле уроков погулять вместе с одно­классниками на школьном дворе. Именно во время таких прогулок налаживаются самые прочные друже­ские связи между детьми, ведь в учеб­ное время им трудно сосредото­читься на личных отношениях. Помо­гите детям найти интересную игру, желательно, чтобы у нее были четкие правила, которые необходимо со­блюдать всем играющим.

ДРУЗЬЯ
Если есть возможность, приглашайте одноклассников вашего ребенка в гос­ти, лучше не больше одного-двух чело­век за один раз. Это поможет вам познакомиться с друзьями сына или дочери, а у ребенка появится повод для разговора в шко­ле: «Помнишь, как мы вчера здорово играли!»

УЧИТЕЛЬ
Постарайтесь стать для учителя со­юзником. Предупредите его об особен­ностях характера вашего ребенка — этим вы существенно облегчите зада­чу знакомства и педагогу, и ребенку. Узнавайте, как чувствует себя ваш сын или дочка на уроке, чем занимается на перемене. Ваша заинтересован­ность поможет своевременно разре­шать возникающие проблемы, с ми­нимальными усилиями. Очень часто ребенок переживает, если его не спрашивают, когда ему хочется. Важ­но сразу же объяснить, что это невоз­можно в силу объективных причин.

УСПЕХИ В УЧЕБЕ
Успешность выполнения школьных заданий зависит от следующих пока­зателей:
• развитие познавательнойсферы: память, внимание, мышление, речь;
• развитие мелкой моторики;
• умение работать самостоятельно;
• умение действовать по образцу;
• умение работать в паре.
Все вышеперечисленное дает хоро­шую базу для того, чтобы ребенок ощущал себя уверенным на уроке, со­здает ситуацию успеха, а значит, да­рит массу положительных эмоций.

Помогите ребенку понять и принять школьные правила, научить­ся взаимодействовать с учителем и од­ноклассниками — и тогда его адапта­ция к школе пройдет легко и спокой­но, а успешный старт обеспечит и плавное течение всей школьной жиз­ни, на все 11 лет.

Комментариев нет :

Отправить комментарий